Закон об электронном билете вступает в силу 7 мая 2017 года. Однако ни в профильном министерстве, ни в специальной рабочей группе, ни в местных администрациях до сих пор нет единого мнения о том, как должен выглядеть украинский цифровой проездной.
«Э-билет — это выведение из тени от 25 до 40% денег»
Закон 4121 не является обязательным к исполнению для местных администраций. Города, в зависимости от своей финансовой состоятельности, сами решают, нужен ли им цифровой проездной, какими будут порядок его функционирования, форма и вид.
Однако внедрение электронного билета — это не просто дань тенденциям, а вопрос безопасности пассажиров и реальная борьба с коррупцией, считает инициатор и один из авторов законопроекта Игорь Васюник.
«Водитель будет следить за дорогой, а не будет кассиром, который принимает деньги и выдает билеты. Для перевозчиков — это реальное планирование бюджета, потому что они получают реальный учет денег и могут вкладывать их в обновление автомобильного парка. Для городов — это означает реальный учет пассажиропотока и возможность изучать каждый маршрут, где нужен дополнительный транспорт, а где нет. Это выведение из тени в зависимости от города от 25 до 40% денег. Реальная борьба с коррупцией», — рассказал Игорь Васюник, первый заместитель главы комитета по вопросам транспорта ВР.
Свое желание взяться за введение системы электронной оплаты проезда изъявили: Киев, Днепр, Винница, Харьков, Одесса, Ужгород, Чернигов, Черновцы, Николаев, Херсон, Луцк, Ивано-Франковск, Черкассы, Житомир, Краматорск, Каменец-Подольский, Белая Церковь, Павлоград, Тростянец, Долина, Буча.
Предусматривается, что э-билет будет единым для всего городского транспорта и будет считываться при помощи валидаторов или QR-кода. Пока это все, что известно об электронном проездном. Четкой концепции внедрения системы не представил ни один из городов.
В Министерстве инфраструктуры уверяют, что первые пилотные проекты можно будет увидеть через 2-3 месяца. А в парламенте прогнозируют, что процесс внедрения электронного билета займет около полутора лет.
Цена вопроса
Из-за отсутствия видения реализации проекта, невозможно просчитать и его финальную стоимость. Столице внедрение электронного билета может обойтись в несколько десятков миллионов долларов, считают эксперты.
«Уже при новой власти говорилось, что внедрение электронного билета обойдется в 1,5 млн. долларов. Затем директор департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Майзель сообщил, что меньше чем за 7-8 млн. мы это не сделаем. Проходит год и сумма меняется на 15-20 млн. И она не точная, еще обсуждается, возможно, будет изменена», — говорит транспортный эксперт Вячеслав Коновалов.
По его словам, если за основу будет взята концепция, работающая в Бразилии, то на проезжей части придется делать выделенную полосу движения, оборудовать ее подземными или надземными переходом с турникетами для бесконтактных карт. Такой проект обойдется столичному бюджету в несколько сотен миллионов евро, уверен эксперт.
Стоимость внедрения электронного билета в регионах ниже из-за специфики общественного транспорта и меньшего количества жителей.
«Если мы говорим о системе, где стоят турникеты и валидаторы, то цена зависит от железа, которое устанавливают, софта и стоимости создания разных реестров, которые нужны. На примере Львова, поставить валидаторы во всём транспорте и создать систему стоит примерно 11,5 млн евро. В Днепре это будет стоить примерно 8 млн долларов, так как структура транспорта немного другая. Система в течении 7-10 лет окупается, так как она выводит некоторые потоки денег из тени и делает оперирование более эффективным, также даёт хорошую возможность для компенсации льгот», — рассказала Яника Мерило, советник министра инфраструктуры Украины, заместитель мэра Днепра.
«Карточка горожанина может быть э-билетом»
Пока местные администрации ищут модель цифрового проездного, инвесторов и пытаются привлечь кредиты, транспортные эксперты советуют не изобретать велосипед, а сосредоточиться на картах горожанина, которые можно расценивать, как готовую базу для внедрения системы единого электронного билета. Это существенно дешевле, быстрее и проще, чем создавать отдельные электронные проездные. К примеру, «Карточка киевлянина» с 2011 года работает как электронный билет в столичном метрополитене.
«Карточка киевлянина, которая работает в столице, может работать как е-билет. Карточка горожанина может быть э-билетом и я знаю, что во многих городах так и хотят сделать. И Харьков так хочет сделать, и Киев, и Днепр, и Львов. Как будет в конечном результате — увидим», — утверждает Игорь Васюник, заместитель главы парламентского комитета по вопросам транспорта.
«Карточку киевлянина можно расширить, сделать проезд не только в метрополитене, но и во всем общественном транспорте. Поставить терминалы в трамвай — проблем не существует, в троллейбусах тоже самое. Внедрить можно даже в городской электричке, с точки зрения технологий — это очень легко», — рассказывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Транспортный модуль «Карточки киевлянина» позволяет идентифицировать пользователей, вести учет пассажиров, а данные из системы уже сейчас являются основанием для возмещения льготных проездов в столичном метрополитене из бюджета города. В компании, которая является разработчиком и инвестором проекта, говорят, что масштабировать систему на весь общественный транспорт столицы можно всего за полгода, а стоимость реализации будет в разы меньше, чем суммы, которые сегодня обсуждаются в КГГА.
«Концепция проекта позволяет в короткие сроки расширить транспортный модуль «Карточки киевлянина» на наземный транспорт, городскую электричку, скоростной трамвай, фуникулёр. Уже реализованное техническое решение в метрополитене дает возможность вести прозрачный учет пассажиров, формирует статистику, упорядочивает и оцифровывает данные и полностью обеспечивает функцию электронного билета. Кроме того, карта может быть, как в пластике, что удобно для пенсионеров, так и виртуальной — мобильное приложение для смартфонов сейчас в стадии разработки», — рассказал Вадим Дмитренко, CEO компании «Универсальные информационные технологии».
Концепция электронного билета на базе карты горожанина не нова и функционирует в мире много лет. Например, в Хельсинки карточка Helsinki Card действует как проездной билет в автобусе, метро, трамвае, пароме и электричке. Chicago Card охватывает все поездки на метро и городских автобусах.